Гандхарвы - индийская мифология. В «Ригведе» обычно упоминается только один Гандхарв (ср. с древнеиранским водным демоном Гандарвой) - хранитель сомы, иногда отождествляемый с сомой (IX 86, 36), супруг «женщины вод», или апсарас; от Гандхарв и апсарас рождаются первопредки людей - близнецы Яма и Ями. В той же «Ригведе» Гандхарва, пребывающий в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом. Наконец, в ряде случаев Гандхарва выступает в «Ригведе» как демон, враждебный Индре (VIII 1, 11; 66, 5). В «Атхарваведе», где число гандхарввозрастает до нескольких тысяч, они - вредоносные духи воздуха, лесов и вод; в «Шатапатха-брахмане» гандхарвы похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Вач (III 2, 4, 1-6). В послеведической мифологии функции гандхарв частично меняются. Их изначальная связь с солнечным светом сохраняется лишь в эпитете: «блеском подобные солнцу». Как и другие полубоги, они могут быть враждебны людям; тому, кто увидит в воздухе призрачный «город Гандхарв» (своего рода фата-моргана, мираж), грозит несчастье или гибель. Вместе с тем, будучи мужьями или возлюбленными небесных танцовщиц - апсар, гандхарвы в эпосе и пуранах в первую очередь рисуются как певцы и музыканты (искусство музыки именуется «искусством гандхарвов»), которые услаждают богов на их празднествах и пиршествах. Пураны и эпос упоминают многих царей Гандхарв., среди которых наиболее значительны Читраратха, Сурьяварчас, божественный риши Нарада, Вишвавасу. В царствование последнего, по пуранической легенде, возникла вражда между Гандхарвами и змеями-нагами: сначала Г. проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать Гандхарвов и возвратить свои богатства.
Гандхарвы - в индийской мифологии гандхарвы — фантастические существа,
верхняя часть туловища которых и голова — человеческие, но с большими крыльями
за спиной, а нижняя часть — лошадиная. Гандхарвы — небесные певцы и музыканты,
служат они богу богатства Кубере,
развлекая его гостей во дворце.
Вечно юные, прекрасные, живут они в
небесном городе Гандхарваранагара (в переводе значит «мираж»), в одном
из дворцов которого хранится сосуд со священным ритуальным напитком — сомой.
Ни днем, ни ночью не спускали с него глаз гандхарвы, но однажды прекрасная
Сарасвати,
богиня красноречия, хитростью выманила у них сосуд с напитком и унесла
в Обитель богов. Гандхарвы отправились вслед за богиней, чтобы своим пением
и игрой на лютне разжалобить бессмертных, заставить их вернуть сосуд со
священной сомой, но увы — тщетно!
Пение и игру гандхарвов могут услышать иногда
и простые смертные, а в ясную, солнечную погоду — даже увидеть парящий
в небе призрачный город — Гандхарваранагару и его обитателей.
Некоторые ученые обращают внимание
на сходство индийских гандхарвов и персонажей древнегреческой мифологии
— кентавров. Не только их внешний вид, но и
слова похожи: гандхарва — кентавр. Индийские гандхарвы много старше своих
греческих собратьев, может быть, когда-то в незапамятные времена прискакали
они на юную землю Элады и стали там — кентаврами .